пятница, 27 февраля 2015 г.

Монастырь Манасия – крепость с православной душой.

Монастырь Манасия Монастыри Сербии являются для страны намного большим, чем просто символом веры. Они являются истоком, началом уникальности сербского народа. Ярким примером является Монастырь Студеница, олицетворяющий собой независимость сербской религии, начало собственной письменности. С другой стороны, монашеские обители на протяжении всего средневековья играли роль не только духовного защитника сербского народа, но и физического. Современные оборонительные укрепления, высокие стены, глубокие рвы и насыпные валы всегда были готовы оградить от вражеских сабель и стрел. Построенные, чтобы нести людям мир, в те далекие годы они могли и разрушать. Ярким примером нетипичной христианской обители является монастырь Манасия, второе имя которого монастырь Ресава. Столетия назад за его каменной стеной монахи трудились над переводом и копированием православных книг, стремясь избавить мир от невежества. Сейчас он снова жив и может рассказать свою поразительную историю, которая насчитывает шесть веков.

Монастырь или крепость?


В 1406 году началось строительство монастыря Манасия, и уже к 1418 году, спустя двенадцать лет, он был полностью готов. Возведение обители происходило в тяжелые для Сербии времена — после Битвы на Косовском поле в 1389 году, когда войска сербских феодалов с примкнувшим к ним Боснийским королевством сошлись с Османской империей. Потери и у тех, и у других были чудовищными. В итоге турецкая армия, одержав победу, должна была отступить. Во время битвы также погибли правители с обеих сторон: Сербия потеряла князя Лазаря Хребеляновича, а Турция — султана Мурада I. После князя Лазаря правителем сербского государства становится Стефан Лазаревич, но уже в роли вассала Османской империи. Возможно, всегда стремясь к независимости сербского народа и зная мощь турецкой армии, Стефан Лазаревич основывает монастырь Манасия как неприступную крепость, с множеством современных фортификационных сооружений.
Панорамный вид на монастырь Манасия
Монастырь Манасия окружает крепостная стена с одиннадцатью башнями, которые похожи друг на друга: расположенные на уровне земли, они имеют шесть этажей и зубцы на вершине. На четвертом этаже башен расположен сквозной проход. Такое архитектурное решение позволяло быстро добираться до любого участка стены. Одна башня является особенной. Она называется донжон (по фр. donjon — господская башня) или Башня Деспота. Донжон — самая большая башня, высотой в 11 этажей, и не имеющая сквозного прохода. Башни и стены имели навесные бойницы — оборонительные галереи, редко используемые в военной архитектуре Сербии. Вероятно, использование навесных бойниц продиктовано влиянием Византии, когда маршрут крестовых походов в Святую землю пролегал через Западную Сербию. Перед стенами был насыпной вал с наклонным уступом и ров с контрэскарпом. Это позволяло создать два уровня обороны монастыря.

Башня Деспота в Манасии является одним из самых значимых военных архитектурных разработок Сербии. Позже аналогичная башня будет построена в крепости Калемегдан, а использование двухуровневых оборонительных систем станет привычным при строительстве последующих крепостей. Тем не менее, оборонительные укрепления Манасии — это лишь внешний облик, развитие сербского народа происходило за стенами монастыря.


За стеной из камня.


Фреска Стефана Лазаревича Монастырь Манасия в средневековье был крупнейший литературным центром, в котором осуществлялся перевод и копирование православных книг. Далее книги распространялись по всей Европе, укрепляя христианство и избавляя мир от невежества. Библиотека монашеской обители в свои лучшие свои времена насчитывала более 20 тысяч книг. Жемчужиной монастыря является церковь Святой Троицы. Монастырская церковь принадлежит к Моравскому архитектурному стилю, а внешняя отделка выполнена с использованием византийского и романского декора. Сложена она из обработанного камня — в традициях Рашской архитектуры. Изнутри церковь изысканно расписана фресками. Изображения настолько уникальны, что не остается сомнений — исполненные в монастыре фрески являются высшей точкой развития византийской живописи 15 века. Наибольший интерес вызывают фреска Святых воинов и фреска основателя монастыря деспота (правителя) Стефана Лазаревича. Святые войны с золотыми нимбами представлены в образе сербского солдата позднего средневековья. Стефан Лазаревич изображен в королевских одеждах, в одной руке он держит модель церкви и как бы дарует ее Святой Троице. Преобладающие цвета, используемые в этих фресках, лазоревый и золотой.

Фреска Святые войны
Монастырь Манасия — уникальное наследие сербского средневековья. Мощный духовный и культурный центр он не раз подвергался нападениям. Сначала монастырь не давал покоя Османской империи, а позже в 19 веке уже империи Австро-венгерской. За годы войн многое было разрушено, еще больше утрачено безвозвратно — из 20 тысяч книг спасены единицы. Тем не менее, его стены всегда надежно хранили надежду на возрождение сербского государства. В настоящее время монастырь восстанавливается — реставрируется церковь, защитная крепостная стена с башнями, фрески. Работы планируется завершить до 2018 года. Посещение монастыря оставит глубокий след в вашей памяти, позволит прикоснуться к многовековой истории и увидеть своими глазами прекрасную роспись церкви Святой Троицы.