пятница, 29 мая 2015 г.

Монастырь Сопочаны - весна православной Сербии.

Монастырь Сопочаны Мир ускоряется с каждым днем. Поток информации увеличивается, передача данных всё быстрее, имена и слова становятся короче. Аббревиатуры, выражающие эмоции, прочно вошли в нашу жизнь. Если в случае с сокращением слов и предложений еще можно как-то мириться, то потеря имён кажется невосполнимой. В теории имя оказывает влияние на человека. При рождении родители сразу знают как назовут свое чадо, помогая ему вместе с именем приобрести необходимые для жизни черты характера. Для зданий это также справедливо — строители заранее выбирают название объекта. В таком случае интересно, оказывает ли имя архитектурного сооружения влияние на его дальнейшую судьбу?

В южной части Сербии, в долине реки Рашка возвышается сербский православный монастырь Сопочаны. В название монашеской обители заложено древнеславянское слово «сопот», значение которого — «весна». Как и весна, величие к монастырю приходило и уходило, но он всегда радовал паломников и путешественников своими фресками — подобно молодым весенним цветам они распустились на стенах церкви.

Мировое наследие


Монастырь Сопочаны занимает важнейшее место в культуре сербского народа. Не менее высокое значение он приобрел и в мировых масштабах. В 1979 году монашеская обитель включена в список мирового наследия UNESCO, как объект в котором сплетены уникальные культурные традиции и представлен творческий гений человека.

Основателем монастыря является король Сербии Стефан Урош I Великий. Назвать точный год начала строительства невозможно, но вероятно это был 1260. Предположение основано на том, что церковные фрески были написаны именно в период 60-х годов 13 века. В лучшие свои годы монастырский комплекс состоял из церкви Святой Троицы, столовой, монашеских келий, каменной стены, окружающей обитель, а его численность доходила до сотни монахов. До сегодняшнего дня сохранилась только церковь.

Монастыри Сербии, как столпы христианской веры, часто разрушались и разграблялись турецкой армией. Монастырь Сопочаны был предан огню в 1389 году после поражения сербских феодалов в битве на Косовском поле. Церковь отреставрировали в 15 веке, но в период новых восстаний против Османской империи в 1689 году она была снова повреждена. После повторного разрушения монастырь опустел и простоял в руинах до начала 19 века. По счастливой случайности, во время запустения обители его бесценные фрески сохранились, что позволило сербскому народу не потерять один из самых важных памятников средневековой Европы.

Фрески монастыря Сопочаны


Церковь Святой Троицы хранит на своих стенах самое главное сокровище сербской культуры — фрески 13 века. Роспись храма закончена около 1265 года. Она выполнена настолько утонченно и просто, что стала величайшим достижением настенной живописи в Сербии. Художники изобразили не только сцены из Библии, но и эпизоды из жизни королей династии Неманичей, мощи которых до сих пор хранятся в монастыре. Наиболее впечатляющие фрески находятся в центральной части церкви — алтарь, неф, притвор. Центральная часть нефа расписана в честь Успения Богородицы. Изображение покрывает 30 кв.м. стены и является самым узнаваемым. Несмотря на длительное запустение монастыря Сопочаны, большая часть фресок сохранилась, были разрушены только золотые листья, покрывающие их.

Фреска Успение Богородицы
Фреска Успение Богородицы

Детально рассмотреть архитектурные особенности церкви Святой Троицы и фрески на ее стенах возможно в книге Бранислава Живковича «Сопочаны. Чертежи фресок» на сайте — www.ruicon.ru.

Монастырь Сопочаны — отличный повод посетить южную Сербию. При взгляде на прекрасную работу художников, понимаешь почему она признана творческим совершенством. Находясь в церкви Святой Троицы, появляется чувство, что в душе расцветает весна. Причиной тому либо монастырь, либо его имя, а возможно все вместе.