пятница, 31 июля 2015 г.

Горан Петрович - лучший сербский писатель современности.

Горан Петрович Большая редкость — рассмотреть в толпе настоящий талант. Великая удача — признать талант и не мешать ему творить. История знает имена многих литераторов, которые при жизни не удостоились славы — Эдгар Алан По, Франц Кафка, Стиг Ларссон. Однако бывает, что награды находят людей посредственных, имеющих влиятельных покровителей. Тогда первые полки книжных магазинов отданы им, а достойные внимания произведения пылятся в дальнем углу. В 2000 году писатель Горан Петрович получил высшую награду Сербии по литературе — премию журнала «НИН». Давайте разбираться: кто он признанный гений или посредственный прозаик?

Горан Петрович — самый читаемый в мире сербский автор. Его роман «Книга с местом для свиданий» поставлен в один ряд с произведением Милорада Павича «Хазарский словарь» (оба романа были лауреатами премии журнала «НИН»). Это не единственная параллель между Гораном Петровичем и великим сербским символистом. Критики называют Горана продолжателем литературы Павича. Возможно. Но у него своя история, свой опыт и свои слова.

Сербский Писатель


Милорад Павич, ярчайшая личность сербской литературы, пишет:
«Горан Петрович не похож на человека, родившегося в 1961 году в Кралеве, маленьком сербском городке, сильно пострадавшим во время Второй мировой войны. Тем более он не похож на того, кто закончил там школу. Горан Петрович пишет не так, как написал бы человек, работающий на местном вагоностроительном заводе. Он не похож на того, кто пишет на сербском языке...Его книги производят впечатление редчайших растений, выросших сегодня на почве сербской литературы...»

Горан Петрович долго не мог признаться самому себе, что он писатель. Осознание этого факта пришло к нему только после третьей книги. В детстве его привлекала карьера барабанщика или фотографа, а родители думали, что тяга к писательству пройдет. Творческий путь он начал в 1983 году. Поэзия была первыми шагами Петровича в литературе. Несколько стихов были отправлены в газету. В печать они так и не попали, зато газета стала регулярно приходить ему по домашнему адресу. Молодому поэту виделось, что его заметили, и он поблагодарил редактора за это. На самом деле имя Горана Петрович случайно попало в список авторов, а после его письма было вычеркнуто, и газет больше не приходило. Тем не менее, Петрович воспринял данный случай как победу — сербская литература могла приобрести еще одного посредственного поэта.

В век автоматизации и высоких технологий Горан Петрович пользуется рукописным текстом. Сначала свои произведения он набирает на компьютере, после чего распечатывает, а файл удаляет. Все правки вносятся вручную, и исправленная книга повторно набирается на машине. Интервью Горан Петрович дает редко. Все нужные слова он говорит на страницах своих книг. Широкую известность ему принес роман «Атлас, составленный небом», написанный в 1993 году. В следующем его романе «Осада церкви Сятого Спаса» (1997) основным объектом выступает монастырь Жича, рядом с которым находится библиотека, где он работал. Далее была написана «Книга с местом для свиданий» (2000), отмеченная наградой журнала «НИН». Обратите внимание на рассказы автора собранных в книге «Различия», которая увидела свет в 2006 году.

Сербская Литература


Книга "Хазарский словарь" Милорад Павич бумажная версия
Книга "Различия" Горан Петрович бумажная версия
В книге «Различия» представлены пять рассказов. В первом Горан Петрович словно листает перед читателем альбом с фотографиями, последовательно рассказывая о каждом годе жизни. Начинается все с раннего детства, а заканчивается на 22 году или в 1983, когда автором были сделаны первые шаги в литературе.

Второй рассказ связан с кинематографом. В кинотеатре «Сутьеска» вот-вот должен начаться фильм. В зале не много людей, но нет похожих — у всех своя жизнь и цель посещения сеанса. Горан Петрович рассказывает о каждом зрителе, работнике кинотеатра и о самом кинотеатре, в особенности о его великолепном потолке с лепниной солнечной системы. Нам доступно посмотреть какими люди были до последнего показа в «Сутьеска» и что с ними стало потом.

Третий рассказ переносит читателя в курортный город Врнячка-Баня. На улице стоит апрель, и впервые после зимы открывается дверь на старой вилле, расположенной на склоне между парком и замком генерала Йована Белимарковича. Веранда приведена в порядок, после чего на нее выезжает старик в инвалидном кресле. Он здесь для того, чтобы дирижировать третью часть третей симфонии Брамса. Старик за все свои годы делал это почти миллион раз ради всего одного вопроса.

Мы умышленно не рассказываем о четвертом и пятом рассказе по двум причинам. Во-первых, они произвели самые сильные впечатления, а эмоции сложно передать словами. Во-вторых, чтобы сохранить ваш интерес к книге.

Горан Петрович в своих произведениях подбирает самые точные слова. Своим текстом он рисует в голове читателя картину не хуже лучших художников мира. Ты буквально сидишь с ним на диване и рассматриваешь фотографии; расположился на восьмом ряду кинотеатра «Сутьеска»; стоишь на веранде и смотришь на старика-дирижера. Горан Петрович — признанный гений, который своими книгами заставляет забыть об интернете и телевидении.