пятница, 15 июля 2016 г.

Пая Йованович. Семь самых важных фактов из жизни сербского художника.

Пая Йованович

Оставить после себя память — редкая удача и тяжелая работа. Тех, кого помнят — тысячи из 107 млрд человек, когда либо живших на Земле. Не многие из них хотели, чтобы их творчество или изобретения раскладывали на части, рассматривали под микроскопом и использовали как опору для будущих свершений. Однако жили и те, кто был открыт для будущих поколений. Один из них — известный сербский художник Пая Йованович.

Пая Йованович — художник, который прославился историческими произведениями на балканскую тематику. В своих картинах он детально прописывал костюмы и предметы, а в работах исповедовал реалистическую манеру. Родившись в Вршаце, он жил в Лондоне, Мюнхене, Вене. В путешествиях он объездил Европу, посетил Америку и Африку. Однако, художник всегда стремился в Сербию, культуру которой прославил на весь мир. По инициативе Йовановича в музее Белграда открылась его постоянная экспозиция, состоящая из 800 предметов, чтобы последователи могли лучше изучить творчество живописца. Прямо сейчас семь самых важных фактов из жизни знаменитого серба Пая Йовановича.

  1. Пая Йованович родился в семье фотографа. Профессия отца и богатство религиозной живописи Вршаца рано пробудили в душе будущего знаменитейшего художника Сербии любовь к творчеству. В 1873 администрация города заказала в столице Австрии колокол для церкви и решила украсить звонницу ликами святых. Эскизы работ на конкурс выполнили ученики местной гимназии в возрасте 14-15 лет. Победителем выбрали Пая Йовановича. Так в 14 лет начинающий художник получил первый заказ и первое признание.
  2. В 1895 Пая Йованович получил заказ от патриарха на картину «Великое переселение сербов». Спустя 10 месяцев кропотливой работы полотно площадью 22 кв.м. показали патриарху Бранковичу. Заказчик остался недоволен картиной. Достоверная передача событий, по мнению священнослужителя, плохо подходила для выставки в Будапеште. Автору велели переделать правую часть произведения — убрать спасающийся бегством сербский народ. В итоге на картине вместо гражданских людей с домашними животными появились солдаты при оружии. Пая Йованович не отказался от изначальной идеи и создал еще одну работу, которая сейчас хранится в музее Панчево.
  3. Картина Великое переселение сербов

  4. В 1900 художник получил заказ от австрийского эрц-герцога Франца Фердинанда на картину с изображением средневекового венчания. Пая Йованович разместил царствующих особ на открытом пространстве верхом на лошадях среди народа. Произведение от предыдущих работ живописца отличала новая техника исполнения — пленэр. В результате картина написана в светлых тонах с минимальным количеством деталей. Заказчик не принял работу, так как светлая картина без теней не соответствовала вкусу высших особ. Художник предпринял еще одну попытку продать полотно в Мюнхене под названием «Герцог Ферри IV привозит домой Елизавету фон Габсбург», но покупателей не нашел. Тогда при подготовке к Первой выставке югославского искусства в Белграде в 1904 Пая Йованович поменял гербы Лотарингов и Габсбург на символы семей Неманичей и Асенов. Автор переименовал картину в «Свадьбу царя Душана с Александрой, сестрой булгарского царя». Однако, обновленное полотно купили не сразу, а только в 1912.
  5. Картина Свадьба царя Душана

  6. Пая Йованович прожил 98 лет. За годы творчества им написано более 350 картин. Точное количество неизвестно, так как многие исполненные им портреты созданы для частных лиц. Художник редко называл полотна. Он считал — зритель, глядя на произведение, должен понимать замысел автора.
  7. В 1952 по инициативе Пая Йовановича в музее Белграда (официальный сайт — www.mgb.org.rs) открылась его постоянная выставка. Экспозиция насчитывала 800 предметов — работы художника, инструменты, документы, фотографии. В 1970 мэр Белграда Бранко Пешич открывает собственный музей Пая Йовановича в квартире по адресу ул. Короля Милана, 21. Создание собственной выставки и музея было желанием художника. Он хотел рассказать последователям максимум о себе и своем творчестве. В 1972 коллекция музея пополнилась 11 картинами и антикварной мебелью, подаренными женой живописца.
  8. Перед написанием исторической картины Пая Йованович совершал серьезную подготовку. Он детально изучал особенности народа, его быт, оружие и детали интерьера. Посещал сербские монастыри для достоверной передачи средневекового прошлого. Из своих путешествий всегда возвращался с эскизами. Кроме того, читал литературу, относящуюся к временному периоду работы, и узнавал мнение историков.
  9. Пая Йованович свободно владел сербским, английским, венгерским, немецким и французским языками. Понимал русскую, итальянскую, испанскую и арабскую речь.

Творчество Пая Йовановича отмечено многочисленными наградами и орденами. Он был придворным живописцем Карагеоргиевичей и изображал Броз Тито. Признание, которое пришло к нему в юношестве, еще больше подстегнуло его к работе. Прикладывая весь талант и знания, он творил историю сербской живописи. Нам очень повезло, что Пая Йованович поделился собственным наследием, к которому легко прикоснуться каждому в музее названным его именем.